Автор:Светлана Бирюкова

Разъяснения Госдумы РФ. Обязаны ли органы местного самоуправления осуществлять деятельность по обращению с животными без владельцев?

Прежде всего, необходимо отметить, что в настоящее время отлов и содержание безнадзорных животных в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как санитарно-эпидемиологические мероприятия; организация и проведение указанных мероприятий должно осуществляться при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения и относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункты 9.2 и 9.5 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 мая 2010 г. № 54). Сложившаяся правоприменительная практика также исходит из того, что полномочия по отлову и содержанию безнадзорных животных относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и, соответственно, к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (см., например, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2010 г. № 32-В09-22, письмо Минфина России от 19 сентября 2011 г. № 06-04-11/01-348).

В связи с чем, в целях более четкой регламентации рассматриваемой сферы правоотношений сначала Федеральным законом от 30 марта 2015 г. № 64-ФЗ «О внесении изменений в статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 141 и 161 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 30 марта 2015 г. № 64-ФЗ), а затем Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об ответственном обращении с животными) в законодательные акты были внесены соответствующие изменения.

Так, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации было отнесено решение вопросов осуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (подпункт 82 пункта 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ)). Указанное полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

При этом следует учитывать, что по вопросам, указанным в пункте 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации (пункт 31 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ).

Также Комитетом неоднократно высказывалось мнение, что передача рассматриваемых полномочий федеральным законом на местный уровень нецелесообразна, в частности, потому, что это повлечет увеличение расходов местных бюджетов. В условиях общеизвестного низкого уровня бюджетной обеспеченности принятие таких решений без изыскания дополнительных источников покрытия возникающих в результате них расходов недопустимо. По мнению Комитета, положение, при котором органы местного самоуправления не обязаны, но вправе при наличии организационных и финансово-экономических возможностей заниматься отловом и содержанием безнадзорных животных, представлялось оптимальным в существующих условиях. В связи с чем, Федеральным законом от 30 марта 2015 г. № 64-ФЗ было закреплено право органов местного самоуправления поселений и городских округов по отлову и содержанию безнадзорных животных.
А в настоящее время с учетом редакции принятого Федерального закона об ответственном обращении с животными к правам органов местного самоуправления городских, сельских поселений и муниципальных, городских округов отнесено осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории соответственно поселения, муниципального или городского округа (пункт 14 части 1 статьи 141 и пункт 15 части 1 статьи 161 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ)).

При этом необходимо учитывать, что формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Тем самым, осуществление органами местного самоуправления деятельности, предусмотренной статьями 141 и 161 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, не является их обязанностью и возможно исключительно при соблюдении требований бюджетного законодательства.

Следует также иметь в виду, что в соответствии с пунктом 6 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе передать полностью или часть полномочий в области обращения с животными, в том числе и организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев органам местного самоуправления одновременно с передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов.

Необходимо отметить и то обстоятельство, что согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с указанным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

При этом финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования (часть 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

http://komitet4.km.duma.gov.ru/Voprosy-i-otvety/Federalnyj-zakon-ot-6-oktyabrya-2003-god/Vopros/Voprosy-mestnogo-znacheniya-stati-14-16-/item/26432744/

Перейти к верхней панели